Продолжая цикл информационно- познавательных статей о бизнесе, мы сегодня расскажем, что такое оценка бизнеса, и по каким принципам вообще оценивается бизнес. Итак, бизнес сейчас можно не только открыть или вести. Его можно еще продать, проинвестировать или даже купить. Для этого всего, важно знать: А сколько же стоит ваш бизнес? Какова его рыночная цена, на данный момент? В связи с этим, существуют целые компании, которые занимаются оценкой бизнеса. Ведь это целая наука, которая в России появилась совсем недавно.
Цели оценки бизнеса
Как и у любого экономического явления, у оценки бизнеса существуют свои цели, которые и вынуждают проводить эту самую процедуру. В качестве целей может быть:
- Обеспечение экономической безопасности.
- Разработка планов развития бизнеса.
- Изготовление и продажа акций.
- Выбор пути распоряжения имуществом и фирмой вцелом.
- Обоснование цены бизнеса, в случае его продажи.
- Оценка в случае привлечения инвестиций из вне.
- Произведение процедуры банкротства.
- Судебное разбирательство.
Вообще данных целей существует несколько десятков, но мы перечислили самые значимые из них.
Как определить стоимость бизнеса?
Определение стоимость бизнеса это сложный процесс, но сейчас мы попытаемся в нем разобраться. В первую очередь, отметим, что при оценке бизнеса используются 2 основных стандарта.
- Оценка действующего бизнеса. Это когда, бизнес оценивается на основе доходов, полученных за последние месяцы, и на основе доходов, которые ожидаются от бизнеса в ближайшее время. Этот бизнес должен функционировать на данный момент, и его стоимость как раз основана на этом.
- Стройность активов бизнеса. Этот метод оценки подразумевает под собой оценку всех элементов бизнеса, без учета прибыли. Оценивается только имущество, недвижимость, ценные бумаги и тд. Такой бизнес, заведомо не действующий, и чаще всего, такая оценка осуществляется в случае банкротства предприятия.
Кроме этих двух стандартов, существуют еще различные способы оценки.
- Первым таким способом является рыночный подход. Этот способ основан на сравнении того бизнеса, который необходимо оценить с аналогичными предприятиями, которые сейчас выставлены на продажу или же уже были проданы в ближайшее время.
- Способ сравнения доходов. Этот способ, основан на сравнении доходов с доходами конкурентов. Также, ведется статистический подсчет доходов за прошлое время, и составляется ожидаемая прибыль на будущее. Доход, в этом случае, является основой конечной цены.
- Метод оценки активов. Тогда, в первую очередь, оцениваются все активы бизнеса, а потом уже и всё остальное.
Все эти способы не являются взаимоисключающими. Их можно использовать как все сразу, так и поодиночке. У любой оценки бизнеса есть свои плюсы и минусы. Выбор способа оценки, напрямую зависит от того, какую цель преследует оценка бизнеса в данной ситуации. Обычно, процесс установления стоимости бизнеса требует достаточно длительного времени, от этого зависит точность конечных результатов.
Как правило, после проведения всех подсчетов, получается сразу несколько цифр, на основе которых и производится конечных расчет стоимости бизнеса. Конечный расчет складывается из математических подсчетов и из мнения независимой экспертной комиссии. На стоимость бизнеса, влияет цель оценки, количество полученных данных и сама сфера бизнеса, которую оценивают. Со временем, стоимость любого бизнеса меняется. Поэтому, оценка должна производиться раз в несколько лет. Или же тогда, когда она непосредственно нужна.
Заключение
Оценить бизнес самостоятельно очень сложно. Для этого нужна целая команда специалистов. Поэтому, в любом случае, для уточнения стоимости своего дела, все деловые люди обращаются в специализированные экспертные фирмы. А если, вам интересно узнать еще кое что из теории бизнеса, то вы можете заглянуть вот сюда:
Видео по теме статьи:
[youtube]Pzfson4s6AA[/youtube]